В нашей студии был Председатель Издательского совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент.
Мы поздравляли нашего гостя с его юбилеем и говорили о его служении, о жизни Калужской митрополии и о работе Издательского совета.
А. Пичугин
— Здравствуйте, дорогие слушатели! «Светлый вечер» на Светлом радио. Рады приветствовать здесь, в этой студии, Вас мы — я, Алексей Пичугин...
М. Борисова
— ...и Марина Борисова.
А. Пичугин
— Сегодня у нас в гостях митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной церкви. Владыка, добрый вечер, здравствуйте!
Климент, митрополит Калужский и Боровский
— Добрый вечер.
А. Пичугин
— В начале нашей программы мы хотим поздравить Вас с юбилеем. Замечательная дата! Вот уже в эти дни Вы его отмечаете. Очень много всего сделано, и я надеюсь, что еще будет сделано Вами в Церкви, и в Калужской области, сейчас в Калужской митрополии — в первую очередь. Дай Бог Вам сил и здоровья, и помощи Божьей на то, что Вы делаете и будете делать и в Русской церкви, и на Калужской земле. Спасибо большое, что к нам сегодня пришли.
Климент, митрополит Калужский и Боровский
— Ну, я сил, здоровья я всем желаю тоже, и помощь Божью. Без Бога мы не можем ничего совершать. Мы должны привыкать во всем полагаться, что вот как Господь устраивает. А Господь делает только для блага человека. Иногда даже и, как говорится, и чихнуть дает, чтоб мы вспомнили о Боге.
А. Пичугин
— Спасибо! Мы сегодня хотели поговорить с Вами на разные темы, в том числе и о Калужской земле. 30 лет уже в следующем году исполнится, как Вы занимаете эту кафедру, калужскую кафедру. Я думаю, что очень многое поменялось и в жизни страны, и в жизни Калужской области, в том числе и в калужской церковной жизни, за это время. Давайте начнем наш разговор, наверное, с некоторых воспоминаний о том, какой была Калуга и какой была жизнь, церковная калужская жизнь в 1990-м году — еще Советский Союз, еще только-только заканчивается перестройка, еще даже 1991 год не наступил. Вы приезжаете в Калугу — и что Вы там застали?
Климент, митрополит Калужский и Боровский
— Ну, Калуга — это был один из регионов нашей страны, где активно насаждали атеизм. В Калуге в советское время, до 1988 года, было только 24 храма на всю область. И, притом, половина храмов была в селах. Половина городов Калужской области вообще не имела храмов. Районы целые не имели храмов. Я когда приехал в Калугу, в Обнинске не было храма. Было рядом с Обнинском село Белкино, там находился храм. А Обнинск — 100 с лишним тысяч населения.
А. Пичугин
— Притом, что Обнинск относительно недалеко от Мочсквы — мне кажется, он где-то посреди дороги между Калугой и Москвой.
Климент, митрополит Калужский и Боровский
— Да, да. Не было храмов в Бабынинском районе — во всем районе. Не было храмов в Износковском районе. Только открылся, за год до моего назначения, храм в Жиздре — на весь район один храм. В Тарусе только открылся храм. Состояние было, в общем, очень плачевное — ни одного монастыря епархиального не было. Только два года перед этим передали Оптину Пустынь, а за два месяца до моего назначения передали Шамординский монастырь. Я когда первый раз приехал в Оптину Пустынь, там еще жили посторонние люди, не вся территория была передана. Часть территории, даже храмы еще не все были тогда переданы. Потихонечку только все передавалось. В Калуге не было кафедрального собора...
А. Пичугин
— А сколько храмов действовало в Калуге в 1990 году?
Климент, митрополит Калужский и Боровский
— Когда я приехал, три храма, притом, один только передали в мае месяце 1990 года. Там службы, еще вот стоял фанерный иконостас. При том, как сказать, вот в этой трапезной части храма. А центральная часть была в таком состоянии — туда войти было трудно.
А. Пичугин
— Я думаю, что на город с населением, если не ошибаюсь... Сейчас Калуга, да и в 1990 году примерно столько же — около 300 тысяч...
Климент, митрополит Калужский и Боровский
— Больше — 340 тысяч.
А. Пичугин
— 340 тысяч — ну, примерно, да. И я подозреваю, что все три храма, когда их было всего три, они были по воскресеньям просто битком забиты.
Климент, митрополит Калужский и Боровский
— Ну, я не знаю, как до меня, но при мне битком, запомнились. Но я скажу то, что отсутствие храмов сильно сказалось на духовном состоянии людей. Я в августе был, то есть в июле, назначен, а в августе туда приехал, 2 августа. До конца года я ещше спог добиться — открыли мы в области четыре храма, а за следующий год, за 1991 год, мы открыли два монастыря и где-то 10-12 храмов. Я сразу стал добиваться, чтобы возвращали Церкви храмы. Потому что без храма невозможно и работать с народом, и... А о состоянии общества — я приведу, это не 1990 год, а примерно 1994 год. Я расскажу один случай — когда мы хотели в одном микрорайоне Малинники (это целый микрорайон города Калуги) взять, получить землю, чтобы построить там храм, там не было земли, в центре микрорайона, тольок рядом, на окраине микрорайона находилось кладбище. Недалеко от кладбища нам выделяли кусочек земли.
А. Пичугин
— Я знаю — это, кажется, где-то в районе аэропорта. Когда едешь по объездной Калуги, с левой стороны...
Климент, митрополит Калужский и Боровский
— Да-да-да. Это вот в ту сторону, от центра до аэропорта «Грабцево» посередине где-то. И вот у меня интересный был случай. Я приехал, пока ждал — представитель городской администрации подъедет, чтобы показать участок, выходили две женщины с кладбища. Увидев меня, они меня спросили: «Батюшка, Вы зачем приехали?». Я сказал: «Хотим здесь построить храм». Одна из них говорит: «Да, покойничкам нужен храм». А я ей сказал: «А разве нам не нужен?». А она мне спокойно отвечает: «Я безгрешна».
Комментариев нет:
Отправить комментарий